• Меню

КАТЕГОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Настоящий перечень устанавливает категории транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН). В целях упорядочения классификации транспортных средств принят ряд критериев, позволяющих разделить их на категории. На основании этих критериев транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.

Категории транспортных средств

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО КАТЕГОРИЯМ

Автомобильный транспорт в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств принят ряд критериев, позволяющих разделить их на категории.

1. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

1.1. Классификация транспортных средств по категориям

№ п/п

Объекты технического регулирования Коды ОКП
ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории:

M1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу пере­возимого одновременно с пассажирами груза;

N, если это условие не выполняется.

Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории M.

2. В случае полуприцепов и прицепов с центрально расположенной осью (осями) под технически допустимой максимальной массой принимается стати­ческая вертикальная нагрузка, передаваемая на грунт осью или осями мак­симально загруженного сцепленного с тягачом полуприцепа и прицепа с цент­рально расположенной осью (осями).

3. Для целей пункта 1.1 настоящего приложения оборудование и установки, находящиеся на специальных транспортных средствах (автокраны, транспорт­ные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэва­куаторы и т.п.), приравниваются к грузам.

1 Категория L - Мототранспортные средства,
в том числе:

1.1.  Мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе:


Категория L1 - Двухколесные транспортные средства, макси­мальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощ­ностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L2 - Трехколесные транспортные средства с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - мак­симальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощ­ностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

452930
1.2. Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, в том числе:


Категория L3 - Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктив­ная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L4 - Трехколесные транспортные средства с коле­сами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двига­теля внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) макси­мальная конструктивная скорость (при любом двигателе) пре­вышает 50 км/ч.

Категория L5 - Трехколесные транспортные средства с коле­сами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

452840
452850
1.3. Квадрициклы, в том числе:


Категория L6 - Четырехколесные транспортные средства, мас­са которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного сред­ства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - мак­симальной эффективной мощностью двигателя, не превышаю­щей 4 кВт, или

- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощ­ностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превы­шающей 4 кВт.

Категория L7 - Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

452240
2 Категория M - Транспортные средства, имеющие не менее
четырех колес и используемые для перевозки пассажиров

2.1. Категория M1 - Транспортные средства, используемые для пе­ревозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.

451400
485365
2.2. Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:

Категория M2 - Транспортные средства, используемые для пе­ревозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая макси­мальная масса которых не превышает 5 т.

Категория M3 - Транспортные средства, используемые для пе­ревозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т

Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс A, предназначенные для перевозки стоящих и сидящих пассажиров, и класс B, предназначенные для перевозки толь­ко сидящих пассажиров.

Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью свы­ше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I, имеющие выделенную площадь для стоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II, пред­назначенные для перевозки преимущественно сидящих пасса­жиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пасса­жиров в проходе и (или) на площади, не превышающей пло­щадь двойного пассажирского сидения, и класс III, пред­назначенные для перевозки исключительно сидящих пассажи­ров.

451700
452230
485365
3. Категория N - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе:

Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максима­льную массу не более 3,5 т.

Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максима­льную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максима­льную массу более 12 т.



366281
366282
366317
366610
366640
366654
369320
451100
452100
452200
452300
452550
452580
452620
452630
481113
481123
481133
482100
482312
482322
482624
482650
483120
483510
485134
485135
485136
485310
485320
485330
485350
485360
485618
485410
513190
513231

4. Категория O - Прицепы (полуприцепы) к транспортным средст­вам категорий L, M, N, в том числе: (замечание АСМАП).

Категория O1 - Прицепы, технически допустимая максималь­ная масса которых не более 0,75 т.

Категория O2 - Прицепы, технически допустимая максималь­ная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.

Категория O3 - Прицепы, технически допустимая максималь­ная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.

Категория O4 - Прицепы, технически допустимая максималь­ная масса которых более 10 т.

452500
452600
452940
513232
485135


1.2. Транспортные средства повышенной проходимости (категории G)

1.2.1. К транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M и N, если они удовлетво­ряют следующим требованиям:

1.2.1.1. Транспортные средства категории N1, технически допустимая макси­мальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории M1 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют:

1.2.1.1.1. Хотя бы одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;

1.2.1.1.2. Хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один меха­низм аналогичного действия, и

1.2.1.1.3. Если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодо­левать подъем 30%.

1.2.1.1.4. Они также должны удовлетворять хотя бы пять из шести приведенных ниже требований:

1.2.1.1.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;

1.2.1.1.4.2. Угол съезда должен быть не менее 20°;

1.2.1.1.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°;

1.2.1.1.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм;

1.2.1.1.4.5. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм;

1.2.1.1.4.6. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.

1.2.1.2. Транспортные средства категории N1, технически допустимая макси­мальная масса которых свыше 2 т, или транспортные средства категорий N2, M2 или M3, технически допустимая максимальная масса которых не более 12 т, считают транспортными средствами повышенной проходимости, если их конструк­ция обеспечивает одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если они удов­летворяют следующим требованиям:

1.2.1.2.1. По меньшей мере, одна передняя и одна задняя оси имеют однов­ременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;

1.2.1.2.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифферен­циала или один механизм аналогичного действия;

1.2.1.2.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%.

1.2.1.3. Транспортные средства категории M3, технически допустимая макси­мальная масса которых свыше 12 т, и транспортные средства категории N3 (за исключением седельных тягачей) считают транспортными средствами повы­шенной проходимости, если они имеют одновременный привод всех колес, вклю­чая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если соблюдаются следующие требования:

1.2.1.3.1. По меньшей мере, половина осей имеет привод;

1.2.1.3.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифферен­циала или один механизм аналогичного действия;

1.2.1.3.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%;

1.2.1.3.4. Соблюдаются, по меньшей мере, четыре из шести следующих требо­ваний:

1.2.1.3.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;

1.2.1.3.4.2. Угол съезда должен быть не менее 25°;

1.2.1.3.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 25°;

1.2.1.3.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 250 мм;

1.2.1.3.4.5. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 300 мм;

1.2.1.3.4.6. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 250 мм.

1.2.2. Специальные и специализированные транспортные средства, изготовлен­ные на базе (шасси) транспортных средств категории G, относятся к категории G, если они удовлетворяют требования подпункта 1.2.1 выше.

1.2.3. При обозначении категории транспортных средств повышенной прохо­димости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).

ПРИМЕЧАНИЕ

1. При проведении проверки в целях отнесения транспортных средств к кате­гории G транспортные средства категории N1, технически допустимая макси­мальная масса которых не более 2 т, и транспортные средства категории M1 должны быть в снаряженном состоянии, т.е. заправлены охлаждающей жид­костью, смазкой, топливом, укомплектованы инструментом и запасным колесом, также должна быть учтена стандартная масса водителя, принимаемая равной 75 кг. Остальные транспортные средства должны быть загружены до технически допустимой максимальной массы, устанавливаемой изготовителем.

2. Способность транспортного средства преодолевать подъем установленного значения (25% или 30%) подтверждается расчетным методом; однако техни­ческие службы могут потребовать представления транспортного средства соот­ветствующего типа для проведения реального испытания.

3. При измерении угла въезда и угла съезда, а также продольного угла прохо­димости защитные устройства не учитывают.

4. Применяются следующие определения, касающиеся угла въезда и угла съез­да, а также продольного угла проходимости и дорожного просвета:

угол въезда - по стандарту ИСО 612, пункт 6.10 (см. рисунок 1);

угол съезда - по стандарту ИСО 612, пункт 6.11 (см. рисунок 2);

продольный угол проходимости - по стандарту ИСО 612, пункт 6.9 (см. рисунок 3);

межосевой дорожный просвет - кратчайшее расстояние между опорной плоскос­тью и самой нижней точкой транспортного средства, находящейся на его жестком элементе.

Многоосные тележки рассматривают как одну ось (см. рисунок 4);

дорожный просвет под одной осью - расстояние между верхней точкой дуги окружности, проходящей через центры пятен контактов шин одной оси (в случае сдвоенных шин - шин внутренних колес оси) и касающейся самой нижней точки транспортного средства, жестко зафиксированной между колесами, и опорной плоскостью (см. рисунок 5).

Ни одна жесткая часть транспортного средства не должна находиться, полностью или частично, в заштрихованной зоне (см. рисунок 5).

Рисунок 1. Угол въезда. Рисунок 1. Угол въезда


Рисунок 2. Угол съезда. Рисунок 2. Угол съезда


Рисунок 3. Продольный угол проходимости. Рисунок 3. Продольный угол проходимости


Рисунок 4. Межосевой дорожный просвет. Рисунок 4. Межосевой дорожный просвет


Рисунок 5. Дорожный просвет под одной осью. Рисунок 5. Дорожный просвет под одной осью


1.3. Специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности

№ п/п

Объекты технического регулирования Коды ОКП
1. Автобетононасосы

482624
2. Автобетоносмесители

482650
3. Автогудронаторы

482150
4. Автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами

483510
5. Автолесовозы

485134
6. Автолестницы пожарные

485415
7. Автомобили скорой медицинской помощи

451485
451785
8. Автосамосвалы

451150
9. Автоцементовозы

482110
10.  Автоэвакуаторы

452330
11. Медицинские комплексы на шасси транспортных средств

451120
451480
451785

12. Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции

451120
451400
451780
451400
451780

13. Транспортные средства для коммунального хозяйства и со­держания дорог

485330
14. Транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин

366600
15. Транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов

451120
16. Транспортные средства для перевозки детей

451700
452230
17. Транспортные средства для перевозки длинномерных грузов

452330
18. Транспортные средства для перевозки нефтепродуктов

452140
19. Транспортные средства для перевозки пищевых жидкостей

452140
20. Транспортные средства для перевозки сжиженных углево­дородных газов на давление до 1,8 МПа

452140
21. Транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей

451780
22. Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами

483710
483720
23. Транспортные средства пожарные

485410
24. Транспортные средства — фургоны для перевозки пищевых продуктов

452110
452580

В начало


КОНТАКТЫ МОСАВТОПРО

8(495)774-49-60
8(495)722-55-10
8(925)500-61-64

Отправить SMS
Обратная связь